Методическая копилка!

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Медитативно — релаксационные упражнения.

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.

Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

 

 

 

 

«Создание атмосферы заинтересованности друг в друге»

Цель: лучше узнать друг друга и посмотреть друг на друга.

Форма: игра-экспромт.

Классный руководитель, учитывая специфику своего класса (коммуникабельность, открытость, подвижность учеников; есть ли в классе новенькие, аутсайдеры и т.п.), продумывает: способ деле­ния класса на микрогруппы, вступительное слово, выстраивает в логической последовательности игры и задания, готовит необходи­мые канцелярские принадлежности.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление:

класс на 3-4 микрогруппы и рассаживает детей так, чтобы каждой микрогруппе было удобно вместе работать. Сам педагог занимает такое место в кабинете, от­куда удобно управлять работой, хорошо видно всех. Классный руководитель объясняет ребятам цель встречи.

1 задание:

Если каждый заглянет в свой портфель, он найдет там много разных вещей, похожих на те, что есть у других учеников, но все-таки, совершенно особенных. Так и в нашем классе: каждый — осо­бенный, но у всех есть и что-то общее. Мы все — один класс. Давай­те сейчас представим, что мы собираем один большой классный портфель — портфель 3 «В» класса. Сейчас каждая группа постарает­ся работать вместе и быстро выполнить задания. Сложив все вме­сте, мы и узнаем, какой же у нас класс?

2 задание:

Попробуйте составить коллективный портрет вашей мик­рогруппы. Ответьте на вопросы:

Какой у вас всех возраст?

Какой у всех вместе рост? Вес?

Какого цвета ваши глаза? Ваши волосы?

На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?

Какими видами спорта вы занимаетесь?

Микрогруппы в течение 3-5 минут составляют описание, затем по очереди представляют свои портреты. Обычно это бывают забавные описания. Важно, что в ходе работы ребята рассказывают и о себе. Поскольку это происходит в игре, то в контакт вступают легко и те дети, которые до сих пор, возможно, держались особня­ком, были «закрытыми».

3 задание:

А теперь давайте посмотрим, какие особенные черты есть у каждой группы:

Давайте посчитаем, у какой группы больше всего братьев? Сестер?

У какой группы в доме больше всего живет кошек? Со­бак?

У кого есть другие животные?

4 задание:

Видите, у нас появились и свои рекорды. Продолжим их спи­сок.

Назовите самое короткое имя в вашей группе.

Назовите самое длинное имя.

У кого день рождения раньше всех в году?

У кого день рождения позже всех в году?

В какое время года в вашей группе больше всего дней ро­ждения? Зимой? Весной? Летом? Осенью?

5 задание:

А теперь на альбомном листе фломастером изобразите друже­ский шарж вашей группы. Надо, чтобы он получился из тех предметов, которые обозначают ваши увлечения.

Заключение:

Классный руководитель сообщает все, что было создано микрогруппами, и называет черты, которыми можно оха­рактеризовать «наш 3-й «В»». Педагог предлагает весь год пополнять «наш портфель»: собирать туда все достижения класса, награ­ды, «которые класс будет получать в соревнованиях и конкурсах, самые удачные работы одноклассников (стихи, сочинения, поделки, фотографии).

Можно сделать такой символический портфель и хра­нить его в кабинете, за который отвечает класс. А на последнем в учебном году классном часе «открыть» портфель и еще раз порадо­ваться общим успехам и успехам личным.

 

 

 

 

Ребенок рисует семью: как анализировать рисунок 

Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу.

По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.

По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.

По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.

По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.

По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.

Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений.
Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.

 

 

Викторина по сказкам для младших школьников. «Наши любимые сказки».

Цели:
Коррекционно-образовательные:

-обобщить знания детей о сказках;
Коррекционно-развивающие:
-развивать умения узнавать сказки и их героев, творческое воображение, ассоциативную память;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на литературной викторине «Наши любимые сказки»! А вы любите сказки? Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Ответы детей). Молодцы! Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого мы сейчас разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из трех конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну звездочку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Все задания связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали.
Начнем мы с вами с разминки.
В разминке одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1.Прямо с полки, за порог…
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?…( Колобок).
2.Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола». ( Золушка).
3.У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..(Буратино)
4.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….(Айболит).
5.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.(Белоснежка).
6.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.(Емеля).
7.Болото — дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
8.А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — ….(Мальвина).
9.«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….(Поросенка).
10.Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик—лук,
Он надёжный, верный друг.(Чиполлино).
Первый конкурс: «По сказочным тропинкам».
Каждой команде будет задано по 10 вопросов. Отвечать нужно сразу, если не знаете ответ, говорите «дальше. Вторая команда молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды: 
1.В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве).
2.Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником).
3.Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая).
4.Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей).
5.Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист).
6.Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга).
7.Назовите место рождения Колобка (печь).
8.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка).
9.Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка) 10.Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки).
Вопросы для второй команды:
1.Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку) 2.Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб).
3.В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»).
4.В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»).
5.Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа).
6. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав).
7.Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной).
8.Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2).
9.Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда).
10.Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой).
Второй конкурс: «Слабое звено».
Ведущий: Слушайте внимательно и отвечайте, если знаете ответы.
Вопросы для первой команды:
1.Как зовут главного героя сказки «Золотой ключик»? (Буратино)
2.Сколько братьев было у поросенка Наф – Нафа? (2)
3.Кто живет на крыше? (Карлсон)
4.Как зовут девушку с рыбьим хвостом? (Русалка).
5.Назовите фамилию Карабаса? (Барабас)
Вопросы для второй команды:
1.На каком бобовом спала нежная принцесса? ( На горошине).
2.Как звали подругу Пьеро? (Мальвина).
3.Что испекла бабушка и положила на окно? (Колобок).
4.К какой группе рептилий относится Тортила? (Черепаха).
5.Куда не разрешала Машенька сесть медведю? (на пенек).
Третий конкурс: «Угадай сказочного героя».
Вопросы для первой команды:
Ведущий:
 Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать сказочных героев.
1.Чтоб друга верного спасти, ее полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда).
2.В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден (Гадкий утенок).
3.Предупредить я вас должна: я так хрупка, я так нежна, что через тысячу перин горошину одну я буду чувствовать всю ночь и так и не засну! (Принцесса на горошине).
4. Я – царевна молодая, красотой, умом блистаю, но с одним лишь я изъяном: я – царевна… (Несмеяна).
5.Много серебра и злата в сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет (Кощей Бессмертный).
6.В этой сказке Уголек через речку мостик сжег. Назови же поскорей ты еще мне 3 – х друзей? (Пузырь, Соломинка и Лапоть).
Вопросы для второй команды:
1.Братишка ей не подчинился и вот в козленка превратился, когда водицы из копытца он в знойный день решил напиться (Алёнушка).
2.Оперением горя, вся сверкает, как заря, а Иван – дурак ночами ее ловит для царя. Он ей в хвост сумел вцепиться, а зовут ее… (Жар-Птица).
3.Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашку, узор вышивала, лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).
4.Он сумел поймать волчишку. Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок — Смоляной бочок).
5.Угадайте–ка, ребята: кто–то, где–то и когда – то все моря избороздил, с корабля сошел по трапу и в свою большую шляпу лилипутов посадил. (Гулливер).
6.Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка).
Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Но к сожалению наша викторина подходит к концу. Сейчас мы подведем итоги, подсчитаем, у какой команды больше звездочек. Объявляются победители. Всем участникам вручаются медали.
Ведущий:Поздравляет победителей. Дорогие друзья, я желаю вам, всегда дружить с нашими добрыми сказками.

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Летели сто снежинок, порхающий народ,

(делают волнообразные движения пальцами обеих рук)

По парочке смешинок попало каждой в рот.

И засмеялся город, машины и дома,

Деревья, на которых качается зима,
Фонтан, качели в парке, калитка и забор,

И дырка в нем, и арка, и черный пес Трезор.

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название)

Одна из пересмешниц в ладонь мою легла,

(вытягивают раскрытые ладони перед собой)
Став капелькою нежной, она не умерла.

(«заворачивают» пальцы в ладони, как будто пряча капельку)

Загадки о снежинках

Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они?  ( снежинки )

Звёздочки — пушинки
С неба упали
И не пропали.
Стали серебриться!
Эй, кому не спится?
Выходи во двор.
Там сверкающий ковёр.

(Снежинки)

Белые Комарики
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры.

(Снежинки)

Мошки белые порхают.
Не жужжат и не кусают,
Лишь садясь к нам на реснички,

Превращаются в водичку —
Очень мелкие слезинки.
Называются...(снежинки).

Подвижная игра.

Ребенок изображает снежинку вместе со взрослым. Взрослый рассказывает: «Однажды вечером пошел снег, и с неба посыпались снежинки, они кружились (кружимся, взявшись за руки), танцевали в воздухе (танцуем по одному, кружась вокруг своей оси, плавно махая руками). А потом налетел ветер , и снежинки стало сдувать в разные стороны (подуйте на ребенка, поиграйте в догонялки, вы – ветер, дуете и догоняете ребенка-снежинку, потом поменяйте ролями). И укрывали снежным белым искристым одеялом все вокруг. (Лягте и отдохните на полу, диване, кровати).

Выберите музыку из приложенных файликов.

Релаксация «Снежинка»

Упражнение после подвижных игр

Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе.

(Ребенок покачивается)

Плавно опускается вниз

(выполняет полуприсед)

Но вот подул добрый легкий ветер и закружил снежинку в снежном танце (кружится)

Полетела снежинка и поднялась высоко-высоко

(Подняться на носки)

Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз.

(Медленно приседает).

Стихи о снежинках

Е. Ткач
Поскорей во двор бежим-ка:
За снежинкою снежинка
Вскачь несутся  полькой быстрой,
Падают  в ковёр пушистый!
Подставляй скорей ладошки –
Пусть садятся эти крошки;
Ни одна, ни две, а стая,
От  гостеприимства тая!
Сколько их! А, ну, малышки,
Поиграем в кошки-мышки!
Где же вы в сугробе, где же, —
Сверху  снежит, снежит, снежит….

В. Кириленко

Протянула я ладошку,
Чтоб схватить снежинку-крошку, —
И ее поймала!
«Мама! Вот что в кулачке!» —
А снежинки нет в руке…
Плохо я держала —
И она сбежала.