Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Принятие 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка стала кульминацией почти 70 летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые пРотребности и уязвимость детей. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благоприятные условия для развития детей.
Конвенция делится на 6 различных правовых форм, защищающих детей от различных форм произвола:

  • 1 группа прав – базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав, и др.
  • 2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях).
  • 3 группа прав гарантирует свободное развитие личности (право на свободу мысли, совести, религии).
  • 4 группа прав обеспечивает здоровье детей.
  • 5 группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию.
  • 6 группа прав призвана защитить ребёнка от экономической и другой эксплуатации.

Эти положения вошли в российское законодательство: Закон РФ «Об образовании» и «Семейный кодекс», согласно которым: «Дети – лица, не достигшие возраста 18 лет, — имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важное право ребёнка – выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы».

Основополагающим является право на защиту прав и законных интересов ребёнка, которое должно осуществляется родителями или лицами, заменяющими их. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребёнок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — и в суд.
Таким образом, главные защитники прав ребёнка – его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – государство.

 

Путешествие в страну Прав

 

Цель: познакомиться с некоторыми положениями Конвенции о правах ребенка, дать понять, что у всех одинаковые права.

^ Ход занятия

Разминка «Извини меня за…»

Учащиеся получают задание вспомнить случай, когда они кого-то из класса обидели и забыли извиниться перед одноклассником или одноклассницей. Ведущий говорит, что все люди ошибаются, что умение принести свои извинения свойственно толерантному человеку, а также это является признаком уверенности.

После упражнения учащиеся делятся своими чувствами, впечатлениями.

 

Беседа.

 

— Посмотрим на карту. Мы прибываем в страну Прав.

— Сегодня мы уже сказали, что каждый имеет право на ошиб­ку. Как вы понимаете слово «право»?

— Знаете ли вы, какие права у вас есть?

Чтобы вам никто не сказал, что у детей нет прав, сегодня я познакомлю вас с одним очень важным документом, в котором записаны все ваши права. Этот международный документ называется Конвенцией о правах ребенка. (Название написано на доске.) Она утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989. В России она действует с 1991 года. Над ней люди трудились 10 лет. В ней 54 статьи которые говорят нам о правах детей до 18 лет. Эти права должны быть обеспечены государством.

Текст  Конвенции трудно воспринимать. Поэтому представители детских организаций из Башкортостана, Татарстана, Республики Коми, Кировской Тульской, Оренбургской областях и других регионов России собрались в лагере «Орленок», познакомились с текстом Конвенции, проконсультировались у специалистов и изложили главные статьи своим, детским языком. Мы не сможем сегодня познакомиться со всей Конвенцией, но ее можно найти в школьной библиотеке.

— Считаете ли вы себя ребенком? (Ответы детей.) Статья 1. Ребенком считается человек от 0 до 18 лет.

— Обязано ли государство признавать права ребенка, ведь это же не взрослый человек?

Статья 2. ^ Государство должно признавать и обеспечивать выполнение всех прав ребенка Независимо от расы, цвета кожи, состояния здоровья, пола, языка, религии, национальности, богатства или бедности его родителей.

В Чебоксарах, в районах республики есть отдел охраны прав детства. Если права ребенка нарушаются, то принимаются какие-то меры. Предположим, ребенка не отправляют в школу в 7 лет, нару­шая его право на учебу. Родителей могут наказать за нарушение прав ребенка, невыполнение своих обязанностей, жестокое обращение с ребенком, отца или мать могут лишить права быть родителями. Или, например, в случае смерти родителей решается вопрос, кто будет опекать, ухаживать, воспитывать, отвечать за ребенка. И конечно, это не зависит, какая религия у людей, мальчик это или девочка, т. е. какой пол, какой их родной язык и т. д.

— Имеет ли право ребенок, имеющий физический недостаток или, чем-то отличающийся от вас учиться с вами в одном классе? Как нужно общаться с ним?

статья 23. Каждый, даже не совсем здоровый ребенок, имеет право на полноценную жизнь.

Ведущий рассказывает, как эта статья выполняется. Он может привести примеры из литературы, печати, школьной жизни: в одном классе учатся физически здоровые дети и, скажем, ребенок с ДЦП Существуют различные конкурсы, многие дети — инвалиды действительно живут полноценной жизнью, они много трудятся, чтобы добиться успехов. Здоровые дети иногда не достигают таких результатов и не используют своих возможностей.

Статья 30. В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют одинаковые права и возможности.

В нашей республике учатся вместе чуваши, русские, татары и дети других национальностей. Они изучают одни и те же предметы. Для учителя важно, как тот или иной ребенок овладевает знаниями. Все дети имеют право изучать чувашский язык, и чувашское слово преподается.

 

Игра «Кто более  равный? »

(Идея взята из игры, которая была разработана Ненси Флауэрс—координатором просветительской программы американской секции Международной амнистии.)

Подготовка к игре. Детям раздаются карточки, на которых написаны (+) и (-) факторы, так или иначе влияющие на жизнь. (+)факторы: крепкое здоровье, разносторонние способности, хоро­шо учится, занимается в спортивной секции, общительный, уверен­ный, симпатичный, умеет играть на музыкальном инструменте, ма­териально обеспечен (-)факторы: слабое здоровье, маленький рост, носит очки, нет друзей, плохо учится, медлительный, нет музыкального слуха, ин­валид, неуверенный, слишком полный.

Можно приготовить карточки на всех или только для части игроков, что тоже может оказаться полезным. Получив карточку, каждые «вживается» в роль. Нельзя давать карточки с отрицательными факторами тем детям, которые их имеют.

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий сообщает, что всё они — младенцы, которые родились в один день. Он задает вопрос: равны ли эти младенцы? Все стоят в один ряд, никто не выделяется — ответ очевиден. Ведущий напоминает, что участники играют роли, которые написаны на карточке.

 

Он просит «здоровых» сделать два шага вперед, два шага назад делают «больные», т. к. они могут отставать в чем-то из-за слабого здоровья. Далее шаг вперед делают «уверенные», шаг назад делают «неуверенные» и т. д. Чередуя (+) и (-) факторы игра доходит до конца. Количество шагов определяет ведущий на свое усмотрение по их значимости.

 

— И вот всем 8-9 лет. Чувствуете ли вы равенство? Как вы себя чувствуете?

— В каком случае младенцам легче обрести благополучную жизнь?

— Как чувствуют себя дети, которые стоят сейчас на дальнем плане?

— Как может сложиться жизнь, у кого шансов было меньше?

— Как мы должны относиться друг к другу?

Следует помнить, что даже данные от природы недостатки не могут явиться причиной нарушения прав ребенка.

 

Упражнение «Кто странный ? »

 

В Китае считается неприличным целовать другого при встрече, а у нас? (Поцелуи считаются проявлением симпатии.)

В Китае не пьют холодную воду, а у нас? (Ею утоляют жажду.)

В Китае сначала подают все блюда, а уже потом следует суп, а у нас? (Суп считается первым блюдом.)

В Китае кожуру с овощей и фруктов счищают от себя, а у нас? (К себе.)

— Поднимите правую руку те, кто считает поведение китайцев странным, а те, кто думает, что оно обычно, — левую.

 

Подведение итога.

 

Не бывает плохих, хороших, нормальных и ненормальных обы­чаев. Каждый народ имеет право на свои обычаи.

 

А какая разнообразная кухня у разных народов! Разве можно определить, у кого вкуснее, ведь даже вкусы у нас разные. И так будет, чего бы мы не затронули.

 

Упражнение «Продолжи предложение».

Давайте проверим свои знания.

  1. Права ребенка гарантированы и зависят прежде всего от…

а) от самого ребенка,

б) от его родителей, я) от государства.

  1. Ребенком считается

а) тот, кто не имеет своих прав,

б) любой человек до достижения 18 лет.

в) тот, кто считает себя ребенком.

  1. Конвенция о правах ребенка действует в России

а) с 1990 г.,

б) с 1989 г., в)с_1991и

  1. Конвенция о правах ребенка — это

а)  Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими,

б) Документ о мире,

в) Распоряжение Генерального секретаря ООН.

— Думаю, пребывание в стране Прав было для всех полезным. Давайте запишем наши права. У каждого есть право на жизнь, право на имя, право на жизнь с родителями, право на учебу, на отдых, право на жилище, право пользоваться достижениями культуры, обращаться с просьбами в любой государственный орган и другие права.

 

А нас ждет еще одна страна — Толерантности.

 

Упражнение «До свиданья».

Дети стоят в кругу. Все дети — представители далеких стран, приехавшие к нам в гости. Каждый придумывают свой способ прощания, никто не повторяет жесты другого «народа»